Наши в Москве

Россия окончательно поделилась на провинциалов и москвичей. Провинция выкарабкивается из нищеты, мечтает о достойной жизни и заглядывается на Москву. Москва (и Питер) блистает огнями, обещает карьеру, деньги, славу и переманивает к себе самых инициативных и талантливых. Достойные кадры поставил в две российские столицы новосибирский театр "Глобус". Сестричка Аленушка и братец Иванушка - дети заслуженной артистки России, актрисы "Глобуса" Ольги Стебуновой - на заре туманной юности упорхнули из Сибири.

Настоящее кино

Я сижу на кухне у Ольги Стебуновой и разглядываю семейный альбом. Он пополнился уникальными снимками кадров из немецкого фильма Нико фон Глазова "Пираты Эдельвейса" о еврейском гетто Второй мировой. На них - странная, настороженно-счастливая пара: невзрачная девушка Силли и броской красоты юноша Карл. Фильм снят, идет монтаж, презентация картины намечается в Германии на август.

Кинодебют Вани Стебунова был небросок: он, студент четвертого курса Петербургской театральной академии (бывший ЛГИТМиК), засветился в сериале "Сапоги для Золушки". Удача сама выбирает любимцев - но только тех, кто умеет с ней поладить. Сначала она маскируется, проверяя, не ошиблась ли. И потом долго еще будет испытывать на силу характера. Ваня шел по пустынному двору-колодцу; двое появились внезапно. "По лицу не бейте!" - напрасно выкрикивал будущий артист. Всю ночь друг делал ему примочки: завтра съемки не бог весть какие, но это шанс уцепиться. Наутро глаз и щека распухли. Ваня стоял на крыльце, курил, соображал, что кина не будет. Мимо ехал "Рено", притормозил, незнакомая женщина не спросила - приказала: "Можешь поехать с нами?" Оживилась, узнав, что Ваня - студент-актер: сам Бог навел! В гостиничном номере незнакомый режиссер воззрился на него как на мессию. Извлек из папки старую фотографию. На Ваню смотрела его копия: тот же профиль, тот же шрам над бровью и тот же фингал под глазом. "С тех пор я стал верить в переселение душ", - скажет чуть позже Ваня. "Я так долго тебя искал!" - скажет чуть позже Нико фон Глазов.

Немецкая съемочная группа приехала снимать "Пиратов Эдельвейса" в запущенное предместье Питера: в Германии не осталось натуры, напоминающей разрушенный Кельн 1943-го. На главную роль еврейского паренька Карла уже был утвержден немецкий актер. Он не успел приступить к съемкам. Ваня до сих пор чувствует вину перед ним. Этого героя Нико фон Глазов - режиссер, сценарист, продюсер - искал пять лет. Кроме органики и актерского темперамента требовалось максимальное сходство с реальным прототипом Карла. Пираты Эдельвейса

На Новый год приезжал домой и взахлеб рассказывал маме с папой, что такое настоящий кинематограф. Нужно было выучить немецкий - выучил немецкий. Потому что, говорит Иван, "весь твой организм работает на аванс, который уже выдан. Суета исключена, все расписано по секундам, способствует творческой атмосфере и полной самоотдаче. Для актера делается так много, что не сыграть невозможно. Ко мне был прикреплен специальный сотрудник, который растапливал парафин, чтобы я грел руки, давал нагретую одежду, чтобы я не мерз, стоял надо мной с зонтиком, чтобы я не мок под дождем".

- Он по складу неврастеник, - лучше всех артиста Ивана Стебунова знает мать. - Сильный снаружи и зыбкий внутри. У него мощное и сложное обаяние, как у Владимира Машкова. Он жутко талантлив. - Вдруг она сердится на меня: - Нет понятия "талантливее своих родителей". Есть понятие генофонда. Мои родители, очень талантливые люди, по профессии педагоги, передали мне свой генофонд. У моих детей энергетическая амплитуда тоже очень большая. Масса обстоятельств повлияет на то, насколько они будут востребованы. Но то, что они - самостоятельные творческие единицы, очевидно.

Настоящий театр

Сегодня Алена Стебунова - артистка Московского ТЮЗа, которым руководит Генриэтта Яновская - Гетта, как ее называют в театре.

С развешанных по стенам Ольгиной квартиры больших цветных портретов смотрит совсем детское личико. Алена Стебунова в забавном матросском костюмчике - первая роль в "Глобусе", которую сыграла в 14 лет в спектакле "ОБЭЖ". Алена в дуэте с мамой в спектакле московского режиссера Клима "Вид в Гендерланде". Потомство росло в "Глобусе" под материнским крылышком. Мне вспомнилось, как несколько лет назад я сидела в гримерке у Ольги и 5-летняя крошка канючила: "Мам, я есть хочу!" - "Я ж тебя недавно кормила, доча!" - строжилась родительница. На майские праздники Алена приезжала домой, быстренько заскучала по Москве, и я поразилась контрасту между инфантой прошлых лет и непринужденно-артистичной мадемуазель, полной изящества и шарма.

"Ванечка, братик, зая мой. Вот у него на шее родинка, и у меня такая родинка", - Алена вся светится, когда разглядывает фотографию брата . А он любуется на ее обольстительные портреты в Интернете - у Алены есть страничка на сайте МТЮза. Когда Иванушка приезжает в Москву, им всегда есть что обсудить. Почти все Аленины спектакли он видел.

Томительного ожидания работы в этом театре не бывает. Сначала новенькая вводилась в сказки на царевен, а уж потом получила роли в "Моем бедном Бальзаминове", в "Счастливом принце", в "Свидетеле обвинения" по Агате Кристи, где играет "клубничную блондинку" в светлом парике и на фото из спектакля (которое тоже попало в семейный альбом) очень похожа на Мэрилин Монро. Рядом с ней на сцене - мэтры: Игорь Ясулович, Сергей Маковецкий, Сергей Шакуров. МТЮЗ для Алены Стебуновой - это театр, вобравший все лучшее от всех театров мира.
- Алена, твой коллега по "Глобусу" Александр Варавин рассказывал мне, что едва узнал тебя: ты стала по-настоящему столичной штучкой...
- Когда наши бывают в Москве, мы всегда встречаемся, идем посидеть куда-нибудь в "Елки-палки" - кабачок в русском стиле. В Москве сформировалась новосибирская диаспора - только с нашего курса пять человек. С Машкой Шорстовой вместе квартиру снимаем...

Она не любит рассказывать, сколько пришлось заплатить за московскую регистрацию. И что у нее до сих пор нет московской прописки. Не любит рассказывать, как выкраивали деньги на метро. Как, адаптируясь к новому климату, переползали из гриппа в аллергию. Как рядом не было мамы с ложкой меда и грелкой. Как Машка слегла с отитом, и, кроме Алены, некому было ставить уколы. Как у них потребовали в течение недели съехать с квартиры. Как метались между работой и халтурой, выкраивая время на поиски нового жилья. "Это нормально, все с этим сталкиваются", - устало говорит она и смотрит на часы: до рейса на Москву осталось совсем немного, скорей бы, скорей.

Четыре года назад Алена закончила курсы РАТИ при "Глобусе" (Российская академия театрального искусства), была зачислена в труппу и сразу получила главные роли. Ваня учился на втором курсе Новосибирского театрального училища, а свободное от учебы время пропадал в "Глобусе". Не ведали сестрица Аленушка и братец Иванушка, как стремительно пролетает юность и как страшна минута, когда остро осознаешь: время упущено.

Дети своей мамы Иван, Ольга Михайловна, Алёна, собака, кошка и две мышки

Ольга Стебунова обладает мощным энергетическим полем, под влияние которого попадают почти все окружающие.

Если она в ударе - словцо вставлять нелепо. Если делает шаг - противостоять бессмысленно. На сцене она может сыграть и дурочку из переулочка, и лирическую героиню, и личность с характером. В последней премьере "Глобуса" - суперинтеллектуальной "Графине де Сад" - она в роли матери главной героини, пожалуй, единственная, кто через необычную стилистику смог провести теплые, цепляющие за душу интонации. На ее детях природа не отдыхает. Еще одна театральная династия в "Глобусе"... Мальчику было 17, девочке - 19. Мама им объяснила: "Дети должны отрываться от родителей и сделать больше, чем они".

Ольга взяла четырехдневный отпуск, прихватила Алену и воплотила в жизнь вопль чеховских сестер. Цепь случайностей иной раз выстраивается так, будто ее смоделировали заранее и применили на практике. Мама с дочкой спустились в метро, интуиция толкнула Ольгу к молодому человеку привлекательной наружности. "Ну-ка, рассказывайте, какие у вас в Москве есть театры!" - спровоцировала она незнакомца. Тот оказался артистом МТЮЗа ("И мы из ТЮЗа, только из Новосибирска!"), но предупредил: "Гетта уже шесть лет никого не берет в театр".

В этом году Генриетта Яновская решила пополнить труппу. Но сибирские авантюристки ее не застали. В режиссерском управлении Ольга Стебунова больше часа импровизировала страстную речь. "Вас бы мы взяли, - одобрила помреж Алла Васильевна. - Нам такая актриса нужна: яркая, темпераментная". И снисходительно согласилась - на всякий случай - посмотреть Аленину кассету с нарезками из спектаклей. В Новосибирск мама с дочей вернулись в той же неопределенности, что и до отъезда. Но через месяц сестрица Аленушка и братец Иванушка уезжали в свое будущее.

Помреж Алла Васильевна сдержанно ответила Алене, что художественный руководитель МТЮЗа Генриетта Яновская ждет претендентку на показ. Алена вспоминает: "Гетта смотрела на меня во-от такими глазами: сколько-сколько, девочка, тебе лет? Де-вят-над-цать?" Тогда Алена не знала, что иные ходят на показы годами. Что, звериным чутьем угадывая нестандартность, "ненормальность" юного дарования, Гетта начинает гореть, заводиться, предлагать сумасшедшие задания. Тогда Алена ничего этого не знала и пришла с собачьими глазами: возьмите! возьмите меня! Она умеет и романсы, и шпагат, и мостик, и черт знает что! Потому что студенты РАТИ вымуштрованы похлеще собак.

У меня вырвалось: "Звездная судьба!" Мать удачливых детей осадила: "Посмотрим. Знаешь, бывает, фыр! - и нету! Спринтеров много. Нужны бегуны на длинные дистанции". И припечатала провинцию: "Смотрю на молодняк в "Глобусе" - и мне их жалко. Проходит год - и ничего. Проходит два - и ничего! Там - ролишка, там - танцулька. Человек должен выпрыгивать из своей орбиты!"

...А приезжают домой - и никаких перемен. Так же мама требует предупреждать, если задержатся. Так же заставляет одевать шапку, если ветер. И все же что-то по-другому. Дети больше не сердятся на нее за эту чрезмерную опеку.