Интервью с режиссёром фильма "Пираты Эдельвейса" Нико фон Глазов

MC DOCENT: Господин фон Глазов, какие причины побудили вас снимать ваш родной город в Санкт-Петербурге?

НИКО ФОН ГЛАЗОВ: Этот город очень похож на довоенный Кельн. Мне кажется, многие дома строились по тем же архитектурным проектам. Здесь похожий климат, здесь до сих пор остается немало разрушенных домов. Вдобавок жители Петербурга - люди, знающие войну не понаслышке. Они почувствовали ее сильнее, чем кто либо другой…

MC DOCENT: Считаете ли вы Санкт-Петербург городом, где могут осуществиться ваши прочие кинопроекты? Или все-таки вам по душе Европа?

НИКО ФОН ГЛАЗОВ: Ваш город не относится к Европе?

MC DOCENT: Это окно в Европу!

НИКО ФОН ГЛАЗОВ: А что тогда на другой стороне?

MC DOCENT: Азия, татаро-монголы…

НИКО ФОН ГЛАЗОВ: Для меня это однозначно Европа.

MC DOCENT: Не кажется ли вам Петербург странным городом?

НИКО ФОН ГЛАЗОВ: Нет, особо не кажется. Хотя здесь можно встретить кого угодно. Все крупные города, все города мирового значения в чем-то странные. Везде встречаются различные люди. Различные национальности, различные менталитеты... Ваше самосознание не хуже, чем у нью-йоркцев. Санкт-Петербург обладает почти мифической силой, глубоко скрытой потенциальной энергией, которую не смог поработить даже сталинизм. Я потрясен и удивлен таящейся здесь силой. Я не подозревал о том, сколь великое число уцелевших от репрессий евреев по-прежнему живет в Петербурге. Я не подозревал о том, сколько творческих людей проживает здесь…

MC DOCENT: Наш город всегда был прибежищем для не понятых обществом людей.

НИКО ФОН ГЛАЗОВ: Точно. Изучая историю Петербурга, я наткнулся на многие парадоксальные факты. Очень многое из этого побудило меня завершить поиски именно здесь.

MC DOCENT: Не возникало ли у вас желание снять фильм о Ленинградской блокаде?

НИКО ФОН ГЛАЗОВ: Если вы сумеете достать для меня хороший сценарий, с удовольствием сделаю.

MC DOCENT: Моя бабушка жила в блокадном городе. Я тоже знаю немало и могу рассказать все, что угодно…

НИКО ФОН ГЛАЗОВ: Знаете, информация - это еще не сценарий.

MC DOCENT: Можно привлечь еще других знающих и умелых людей. Мы могли бы сотрудничать.

НИКО ФОН ГЛАЗОВ: С удовольствием. Но сценарий - это не все. Каждый человек - это потенциальный фильм. Из вас тоже можно было бы сделать необыкновенный и волнующий фильм. Написать же это будет не так просто. Потому что история - это дорога. Здесь важна перспектива. А включать в историю перспективу жизни - необыкновенно сложно.

MC DOCENT: Мысли обладают тем свойством, что гибнут при записи. Подобно снежинкам, теряющим свою уникальность, когда при падении у них ломаются лучики. Получается совсем противоположное желаемому…

НИКО ФОН ГЛАЗОВ: Если вы работаете дальше, можно достигнуть большего.

MC DOCENT: Необходимо много работать.

НИКО ФОН ГЛАЗОВ: Очень. Мы с моей женой семь лет разрабатывали сценарий для "Пиратов Эдельвейса". Шесть дней в неделю. За это время у нас появились двое детей. Но ничем другим мы не занимались.

MC DOCENT: Это большая честь.

НИКО ФОН ГЛАЗОВ: Почему - честь?

MC DOCENT: Для меня - честь. И для нашего города. Но какой город вы представляли на месте Кельна, когда разрабатывали сценарий? Петербург?

НИКО ФОН ГЛАЗОВ: А вы откуда это знаете?… В современной Германии невозможно снять фильм, подобный хотя бы по эмоциональному накалу. Там проживают слишком сытые люди, на лицах уже не видно страдания. Конечно, страдания существуют. Они загнаны слишком глубоко вовнутрь. А в Петербурге страдания у всех на лицах.

MC DOCENT: Это можно обнаружить в любом русском городе.

НИКО ФОН ГЛАЗОВ: Нам нужно было остановиться на одном городе. Но кроме Петербурга у нас не было другой альтернативы.

MC DOCENT: Во многих городах Сибири война продолжается до сих пор. Война людей против людей. Об этом мне друзья рассказывают в письмах.

НИКО ФОН ГЛАЗОВ: Да, конечно. Война не прекращалась. Война живет в наших душах. Возможно, война заложена в нас генетически. И Сибирь, конечно, не исключение. Главный русский актер в нашем фильме - молодой Иван Стебунов родился и вырос в Сибири. Он обладает необыкновенной человеческой и актерской силой. Я верю, что он станет великим актером.

MC DOCENT: Если ли роли, на которые можно поставить только русского человека?

НИКО ФОН ГЛАЗОВ: Нет. Такой привилегии у русских нет. У всех людей качества одинаковы. Какая роль может быть сыграна только русским?

MC DOCENT: Возможно, роль человека, вынесшего слишком много бед и страданий. Слишком много для любой другой народности.

НИКО ФОН ГЛАЗОВ: А как тогда обстоят дела с корейцами, китайцами, народами Германии, югославами? Они тоже страдали. Это никогда не станет привилегией только для русских.

MC DOCENT: Привилегией любого человека?

НИКО ФОН ГЛАЗОВ: К сожалению, это так.

MC DOCENT: Так будем сотрудничать для создания нового сценария? Надеюсь, это не останется на уровне пустых разговоров.

НИКО ФОН ГЛАЗОВ: Приведите мне хорошего автора сценария. И пусть он мне докажет, что он хороший сценарист. Я не могу работать с оператором, который не может показать мне то, что должен показать. Я не смогу работать со сценаристом, который не сможет доказать мне, что создал нечто качественное. Работа над сценарием - это не философия. Это - работа. И это надо уметь. И это умение нужно доказать.

MC DOCENT: А была у вас идея снять фильм на околовоенную тематику, но в мирное время?

НИКО ФОН ГЛАЗОВ: Да. Почему бы и нет? В какое бы время мы не жили, война всегда может коснуться нас. Каждый хороший фильм всегда показывает нам войну. Есть война между двумя людьми, есть война внутри одного человека, есть война между женщиной и мужчиной. То же самое касается и любви.

MC DOCENT: А что здесь наиболее жестоко? Иногда любовь бывает более жестока, нежели война. Это так?

НИКО ФОН ГЛАЗОВ: Нет. Это философия, а не жизнь. Война в любом случае ужаснее любви. Это лишь поэтическая гипербола. Войну никак нельзя сравнивать с какими-нибудь тяготами, которые нам приносит любовь. Если война придет к вам на порог, вы это немедленно осознаете…

MC DOCENT: А у вас возникала идея снять фильм о войне радикальных молодежных группировок? О молодых революционерах дня сегодняшнего, о скинах или панках?

НИКО ФОН ГЛАЗОВ: А кого вы подразумеваете под этими революционерами?

MC DOCENT: В нашем городе немало молодых людей, через край переполненных ненавистью к государству и существующему режиму. Этот режим отвергнут новым поколением. А нет ли такой тенденции в Германии?

НИКО ФОН ГЛАЗОВ: Так это же нормально!

MC DOCENT: Но жестокость на улицах города может превысить все нормы!

НИКО ФОН ГЛАЗОВ: А что люди должны делать? Что вы предлагаете?

MC DOCENT: Или оправдать этих людей, или показать другим людям, насколько эти поступки жестоки и бессмысленны.

НИКО ФОН ГЛАЗОВ: Как? Повесить парочку?

MC DOCENT: Оправдать нельзя повесить… Все это жестоко.

НИКО ФОН ГЛАЗОВ: И что же с ними стоит сделать?

MC DOCENT: Тут есть много вариантов. Самое простое - показать, кто эти люди изнутри. Человек не бывает жесток сам по себе. Насколько мне ясно, в "Пиратах Эдельвейса" главное - не война, а внутренний мир человека.

НИКО ФОН ГЛАЗОВ: Фильм может только показать ситуацию. Лишь ситуация способна отразить душу человека. Камера с оператором не способна вползти внутрь человеческой души.

MC DOCENT: Вы знакомы с режиссером Томом Тиквером?

НИКО ФОН ГЛАЗОВ: Да. Я был продюсером его предпоследнего фильма.

MC DOCENT: Тиквер очень популярен в России своем фильмом "Беги, Лола, беги". Можно ли считать этот фильм шедевром?

НИКО ФОН ГЛАЗОВ: А как вы относитесь к АВВА? Это ведь также популярно.

MC DOCENT: Я слушаю другую музыку, однако АВВА можно уважать за вклад в музкультуру и прочее…

НИКО ФОН ГЛАЗОВ: Значит, можно уважать и Тома Тиквера. Однако "популярное" не означает "хорошее".

MC DOCENT: Ну, я, в общем-то, больше спрашивал про режиссерскую работу…

НИКО ФОН ГЛАЗОВ: А я ответил!

MC DOCENT: Еще один вопрос по поводу фильма "Over the Rainbow", который прошел в Петербурге на прошлогоднем кинофестивале…

НИКО ФОН ГЛАЗОВ: А я не помню этого фильма. О чем он?

MC DOCENT: О судьбе немецкого поп-исполнителя, похожего на Мэрилина Мэнсона и трех влюбленных в него фанаток. Кстати, там снимался Бела Би Фельзенхаймер. По моему, это был его кинодебют.

НИКО ФОН ГЛАЗОВ: И хороший хоть фильм?

MC DOCENT: Пожалуй. А "Пираты Эдельвейса" - это второй фильм с участием Белы?

НИКО ФОН ГЛАЗОВ: Нет, это уже девятнадцатый. Это его первая главная роль, остальные восемнадцать - это все более эпизодические роли.

MC DOCENT: Стоит надеяться, что "Пираты Эдельвейса" тоже выйдут на большой экран в Петербурге. Сразу после выхода в прокат. Я надеюсь, что смогу провести достойную PR-акцию…

НИКО ФОН ГЛАЗОВ: С удовольствием. …А все-таки вся это нео-революционная молодежь ведет себя просто по-детски. Любой революционер ведет себя по-детски. Любая женщина, протягивающая кусок хлеба обреченному, совершает поступок более революционный, чем мужчина, что с автоматом наперевес врывается в дом.

MC DOCENT: Иногда революционеры так похожи на бандитов!

НИКО ФОН ГЛАЗОВ: Абсолютно! Только бандиты мне наиболее симпатичны. Ведь результат деятельности преступника не так разрушающе длителен, как у революционера.

MC DOCENT: Последнее время в России образ бандита стал объектом для подражания молодежи. Множество книг-бестселлеров, фильмов и телесериалов повествуют о том, как это круто. Многие русские девушки считают мужским идеалом именно качка-гангстера.

НИКО ФОН ГЛАЗОВ: Так ваш народ самоидентифицирует себя. Но насчет девушек - это обобщение. Например, я узнал от тех русских девушек, с которыми успел познакомиться, что им больше нравятся режиссеры. Но, возможно, режиссеры - тоже преступники.

MC DOCENT: Да, в каждом из нас живет и режиссер, и преступник.

НИКО ФОН ГЛАЗОВ: Главное - кто окажется сверху и сможет подчинить себе личность…

MC DOCENT: У вас есть новые проекты в России?

НИКО ФОН ГЛАЗОВ: Мои проекты для меня ясны, но это очень большая тайна.