Режиссер Иван Стебунов: «Я надолго подружился с Молодежным театром Алтая»

Подготовка к премьере спектакля «Обыкновенное чудо» по пьесе Е.Шварца продолжается в Молодежном театре Алтая. Режиссер постановки Иван Стебунов уже прибыл в Барнаул и во всю репетирует с труппой.

- Иван, расскажите, на какой стадии находится работа над спектаклем?

- Подготовка к спектаклю находится в своей самой горячей стадии. Месяц репетиций уже прошел, впереди у нас еще один месяц. Мы собираем все разрозненные куски, которые отрабатывали с артистами на отдельных репетициях. Теперь все это мы пытаемся собрать в единую картину, чтобы понять, где что-то надо пододвинуть по ритму. «Рисунок» собирается, надо его оттачивать. Надеюсь, очень скоро к нам присоединится хореограф, и тогда начнется работа со всех сторон. Кстати, в спектакле будет очень много музыки, много движений. Все будет ярко. Это яркий, радостный спектакль. Приходите!

- Это ваш первый режиссерский опыт. Какие ощущения вы испытываете при работе с артистами?


- Я поначалу очень волновался: как к себе расположить артистов, какие первые слова найти. На первой репетиции в какой-то момент я подумал: «Ну, все, приплыл Иван Сергеевич». Все слова начали застревать в горловине, мысли совершенно не вязались, но я взял себя в руки и буквально через 15 минут наладил с артистами контакт. В дальнейшем все стало хорошо. У нас творческие отношения, все мне стараются помочь, услышать меня. По самоотдаче я тоже всем благодарен. Хотя сейчас настал момент середины, когда мы по-тихому друг друга ненавидим. Через пару недель это пройдет, все наладится, и мы опять будем любить друг друга. Надеюсь на финишную прямую мы выйдем счастливые, готовые, радостные и с желанием «напасть» на сцену. У нас осталось не так много времени, чтобы в чистую прогонять, потому что у детей начинаются каникулы и театр будет много работать на большой сцене, там будут показывать детские спектакли. С другой стороны я этого не боюсь, вчера я сказал артистам, что должно быть желание именно напасть на сцену. Поэтому те три дня, в которые нам дают «зеленый свет» и мы можем целыми днями репетировать – это в какой-то мере даже хорошо. Это мобилизует нас. Мы стараемся относиться к этому без паники: все успеем. Наоборот, на премьеру любое лишнее волнение только помогает.

- Во время репетиций у вас были какие-то интересные моменты?

- Не буду раскрывать всего, но однажды артисты решили подшутить надо мной: было два состава и во время одной из репетиций вышли два артиста, которые исполняют одну роль и начали играть одновременно, но мне это так понравилось, что я решил это оставить. Так что теперь одну роль у нас играют два артиста. Спасибо им большое за эту шутку. Сцена совершенно по-другому пошла. Вообще, я стараюсь не нагружать спектакль, а вот некоторое хулиганство, свободу, чтобы было интересно смотреть – можно добавить. Театр должен быть интересен и не скушен.

- Может быть, приоткроете еще какую-нибудь интригу?


- Это уже не совсем интрига: на премьерном спектакле я буду сидеть в зале, вместе со зрителями, а уже после всех этих показов сам с удовольствием выйду на сцену, и сыграю одну из ролей, но какую именно пока не скажу. Есть несколько вариантов. Я готов все сыграть, все попробовать. Хочется получить для себя самого это удовольствие. Сейчас надо чтобы основные актеры закрепились. Такие шалости я себе смогу позволить только после этого. Может быть даже не предупрежу их об этом. Может быть, разыграем труппу с главным героем: он будет ходить в костюме, а они думать, что он им предстоит играть с этим человеком, а выйду я. Мне нравится очень много персонажей и возможно чисто для себя и для вашего удовольствия я сыграют все их.

- Говорят, что вы очень неравнодушный человек и с вами очень интересно работать, вы придумываете какие-то необычные ходы. А вот что вы можете сказать по нашим артистам?


- То, что они «включены». Самое главное для меня – это их готовность к репетициям и, особенно у старшего поколения. Любой режиссер испытывает мандраж, когда приходит на первую репетицию и особенно когда появляется поколение артистов постарше. От молодых ты и так ждешь включения в работу, их готовность и так должно быть. К старшему поколению ты подходишь с волнением. И я вижу насколько им это интересно, насколько они затрачивают себя на репетициях. Они готовы раз за разом проходить все. От меня им большая благодарность. Для меня очень важно, когда в человеке есть пружина, когда он приходит на репетицию не расслабленный, не просто отсидеться. Артист – это такая профессия, когда ты должен принять информацию и тут же среагировать, выйти на сцену и сыграть. Градус должен быть выше, а сердцебиение ускоренней, чем у обычного человека. Здесь я это вижу.

- За месяц репетиций что-то изменилось в вашем видении этого спектакля?

- Слава богу, нет, сейчас это было бы уже неактуально, если бы я утром проснулся с мыслью «Все! Мы будем делать не так!». Такие моменты бывают хороши, но мы будем двигаться по той канве, которую выбрали изначально. Не хочется поймать шизофрению и начать все кромсать и переделывать. Пока все устраивает, хотя все может случиться. Пока мы репетируем в малом зале, но скоро выходим на большую сцену, и тогда начнут вылазить недочеты. Также добавляются костюмы, музыка. Так что начинается самая интересная работа. Как приедет хореограф – все просто носиться по театру начнут.

- Не испытываете ли страх перед премьерой? Зрителями?

- Конечно, испытываю, но сейчас уже поменьше. Бессонница прошла. Но это было прекрасное время. Я буду очень сильно по нему скучать.

- Режиссерская работа очень сложная, отнимает много сил, но вы не задумывались о будущем? Есть ли оно у вас с Молодежным театром Алтая? Продолжите ли вы сотрудничество?

- Планов очень много и с этим театром в том числе. Меня прекрасно здесь приняли, все идут ко мне навстречу, все меня любят. Я с большой благодарностью отношусь к этому театру. Все предложения и любые разговоры имеют место быть. Я буду поддерживать любую идею этого театра. Мы уже дружим. И это надолго.