Сельскохозяйственный и фармакологический триллеры

ImageСтивен Содерберг и Гас Ван Сент представили на Международном кинофестивале в Берлине по триллеру – первый представил – фармакологический, а второй – сельскохозяйственный. Из всех понятий, которые в своем лексиконе использует современный кинематограф, самым эксплуатируемым и давно уже потерявшим смысл является слово «независимый».

Первоначально североамериканское независимое кино снималось вне так называемой студийной системы, чем и было замечательным. Сейчас все давно не так: сами мейджоры с большим удовольствием производят малобюджетные ленты для кинофестивалей, а многие в прошлом студии зарабатывают на мейнстриме.

Однако и второй, содержательный смысл слова «независимый» также девальвирован: если фильм не зависит от законов мирового рынка, то он в любом случае встроен в некую систему координат и подчиняется этическому или эстетическому коду – моментально опознаваемому и очень далекому от оригинальности. Задуматься как раз об этом заставили фильмы основоположников североамериканского независимого кинематографа – «Побочный эффект» от режиссера Стивена Содерберга и «Земля обетованная» от режиссера Гаса Ван Сента – которые были представлены в конкурсной программе и63-го по счету Берлинского кинофестиваля.

Эти стилистические кинофильмы значительно отличаются друг от друга, подтверждая ранее устоявшиеся репутации режиссеров. Содерберг – прагматик и формалист, а Ван Сент – лирик. В остальном же между ними так много общего, что можно даться диву. Они оба замахнулись на триллер, хотя раньше не занимались подобным жанром. В обоих сценариях имеется финальный разворот, который представляет события в весьма неожиданном ключе. Обе киноленты рассказывают историю противостояния человека общественному устоявшемуся мнению.